Древний прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность керамического изделия или
отдельные его участки натирают почти до зеркального блеска каким-либо гладким предметом — камнем-голышом, полировальной
косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком и т.п. С помощью гладких полирующих предметов на глиняную поверхность
наносят также простейшие узоры, -чаще всего в виде волнистых и пересекающихся прямых линий.
Блеск, приобретенный при лощении, усиливается после обжига керамического изделия.Перед лощением изделие подсушивают до
кожетвердого состояния. Если изделие, например изразец, имеет рельеф, то вылощить нужно только выступающие части,
которые будут эффектно контрастировать с приглушенным матовым фоном. Но лощение, особенно сплошное, выполняется не
только с декоративной целью. При лощении верхний слой глины уплотняется, становится прочным и менее влагопроницаемым.
В старину лощение в какой-то мере заменяло глазурование, являясь более простым и доступным.Еще более высокую прочность и
своеобразную красоту лощеная посуда приобретает после так называемого томления или чернения. Томление связано с тепловой
обработкой изделия. В конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, горящие коптящим пламенем, ненужное
тряпье, сырой навоз и траву, от которых возникал густой черный дым.Керамика впитывает углеродистые частички дыма и
приобретает черный цвет, оставаясь блестящей. После обжига такая керамика блестит еще сильнее.
Лощеная керамика подразделяется на краснолощеную и чернолощеную. Первая — естественного цвета красной гончарной глины,
вторая — задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. Такую черную керамику еще называют томленой и
мореной. После томления сосуды получали глубокий черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали синеватым
стальным блеском,за что такую посуду в народе прозвали "синюшками".
Искусством изготовления "синюшек" также славились ярославские гончары. Этот древний тип гончарства был распространен в
разных районах России, в некоторых местах он сохранился до наших дней.
Чернолощеная керамика широко бытовала в Ростове в XIX веке. В окрестностях Ростова залегают керамические глины хорошего
качества — желтые, коричневые, черные. Для производства чернолощеной керамики, по внешнему виду напоминающей чугунные
изделия, требуются черные глины, т.к. из более светлых предметы получаются черновато-серого цвета. Ростовские
чернолощеные изделия отличались высоким качеством, они даже попали в собрание Русского музея, это произошло после
Всероссийской кустарной выставки, которая проходила в Петербурге в 1902 году. Случилось так, что к середине прошлого
века знаменитый промысел угас, но в настоящее время он возрождается: на территории Ростовского кремля в Успенском соборе
создана гончарная мастерская А.И.Шабалова, в которой изготавливаются посуда, игрушки и сувениры. Изделия производятся
методом шликерного литья, способ морения керамики модернизирован.
Чернолощеная керамика известна на территории Москвы с III века н.э. (Дьяковская культура). Широкое распространение
такая керамика получила, начиная с XVII в.
Задымливание применялось с XII в. В топку подбрасывали дрова - "смолякi" и ждали, чтобы от них пошел дым, после чего
сооружение герметизировали. Затем горн засыпали землей, устье закрывали заслонкой и замазывали глиной. Через сутки
посуду доставали. Она имела черный с синеватым отливом цвет, ее называли "сiняй", реже "чорнай".
Также эта техники называлась - техникой Букеро. При помощи её поверхность керамических изделий приобретает чёрный и
блестящий цвет, была усовершенствована этрусками. Изделия отличаются особой элегантностью.
Лощение производилось в Погосте-Загородском на Пинщине, применялось чаще всего для кухонной посуды. Оно производилось на
подсушенной поверхности изделий. В качестве лощила местные ремесленники употребляли обычный кремень - "крамушку".
Пользовались сплошным и орнаментальным лощением в виде разнообразных узоров ("ёлачак", "пасачак"). В XVII-XVIII вв.
московские гончары виртуозно выполняли черную посуду - крупные кувшины, фляги, бочонки на ножках, украшенные наряду с
лощением рельефным и тисненым орнаментом.
В ряде районов Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась традиция изготовления чернолощенной посуды,
которую вытягивали в одних местах на ножных, в других - на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной
гравировкой прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая
завершенность и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных
размеров горшков для каши, сметаны, рукомоев и т.д. Такая гончарная посуда бытовала в Псковской, Новгородской, Тверской
и других губерниях.
Черный цвет подчеркивал форму изделия, а лощение придавало ей металлический блеск,
кроме того чернолощеная керамика становилась более прочной и не впитывала воду.